Лекция 6. Правовое регулирование иностранных инвестиций

До середины х гг. Эти документы определяют права и обязанности правительств в отношении зарубежных компаний, осуществляющих инвестиции на территории принимающих стран. В отличие от них большинство соглашений, подписанных в рамках ГАТТ, имеют отношение только к обязательствам правительств в отношении зарубежных товаров. Сингапур с целью анализа взаимосвязи между торговлей и инвестициями. Главная идея Соглашения, как записано в документе, связана с уменьшением возможного ограничительного эффекта инвестиций на торговлю. Подобное обязательство требует применения национального режима и полной ликвидации количественных ограничений. в объеме, определенном ст. Эти меры нарушают положения ст.

Международное регулирование иностранных инвестиций в России

Представленное в данном Законе понимание ПИИ, вводящее в дополнение к общепринятому критерию — контроль над предприятием и ряд других положений, размывает данную категорию и, как представляется, при намечающимся в — гг. Как отмечается в литературе, 5 для прямых инвестиций характерно: Еще одним аргументом является возрастание как доли ПИИ в общем объеме иностранных инвестиций в Россию, так и доли слияний и поглощений в общей стоимости ПИИ. По данным аналитиков за г. Среди развивающихся рынков в России он стал самым крупным, заняв в мире 9-ое место.

Правовое регулирование иностранных инвестиций. проводимых в рамках ГАТТ, приведших к созданию Всемирной торговой организации (ВТО) .

Авторы этой статьи обсуждают некоторые ключевые моменты, касающиеся упрощения процедур осуществления инвестиций — потенциального вопроса для достижения многостороннего соглашения в рамках ВТО. Бразилия является новым игроком в сфере международных инвестиционных соглашений МИС. Более того, она начала участвовать в этой сфере, используя свою собственную модель соглашения — Соглашение о сотрудничестве и упрощению процедур осуществления инвестиций ССУПОИ , структура которого значительно отличается от традиционных двусторонних инвестиционных договоров ДИД.

Это позволило сделать одну из ключевых концепций соглашения — положения об упрощении процедур осуществления инвестиций — потенциальным кандидатом для рассмотрения на многостороннем уровне во Всемирной торговой организации ВТО. Однако вопрос упрощения процедур осуществления инвестиций, изначально предложенный для включения в повестку дня ВТО Индией в ее предложении по Соглашению об упрощении процедур торговли в сфере услугами и впоследствии впервые формализованный Россией, представляет собой отдельную проблему.

Главной причиной этого является исключение из обсуждения проблемных вопросов доступа на рынки, защиты инвестиций и урегулирования споров между инвесторами и государствами УСИГ. Об этом говорится в Совместном заявлении министров об упрощении процедур осуществления инвестиций в целях развития, инициированным 70 членами ВТО в кулуарах й Министерской конференции в Буэнос-Айресе в декабре года.

Страница 1 из 4 Проблемы правового регулирования иностранных инвестиций являются ключевыми для достижения экономической интеграции между государствами - участниками. В этой связи особую значимость представляет анализ международной практики, направленной на унификацию и гармонизацию правового регулирования иностранных инвестиций. В условиях глобализации общая тенденция сближения правовых систем государств не могла не охватить и институт права собственности.

регулирования иностранных инвестиций [1]. Региональные НАФТА, включают обязательства в рамках ВТО по торговым аспек-.

Инвестирование российской экономики является одной из главных задач современной социально-экономической политики российского государства. Иностранные инвестиции образуют важнейшую составляющую инвестиционного процесса, предопределяющую его эффективность. Являясь неотъемлемой частью рыночных отношений, иностранные инвестиции могут обеспечить устойчивое, регулируемое и предсказуемое развитие экономики, компенсируя низкие темпы внутренних накоплений и инвестиций. Недостаточный рост объема иностранных инвестиций в экономику России находится в остром противоречии с существующими мировыми тенденциями и закономерностями их развития.

Тема правового регулирования иностранных инвестиций в российскую экономику выдвинулась на первый план и приобрела особую значимость для многих российских правоведов. В правовом регулировании иностранных инвестиций, инвестиционного процесса различаются два тождественных по значению уровня - национальный и международный.

На национальном уровне приоритет отдается развитию законодательной базы в сторону выравнивания правового механизма, регулирующего деятельность отечественных организаций и организаций с иностранными инвестициями и формирование правовых условий, гарантирующих стабильность работы последних. Динамика иностранных капиталовложений в экономику России, накопленный правоприменительный опыт выявили многочисленные недостатки, пробелы и коллизии в российском инвестиционном законодательстве.

Отсутствие единого доктринального и законодательного подхода к правовой политике по отношению к иностранным инвестициям, послужило одной из причин возникновения инвестиционных конфликтов между принимающим государством и иностранными инвесторами. На законодательном уровне выдвинута задача урегулирования юрисдикционного иммунитета России, особенностей ответственности Российской Федерации и ее субъектов по гражданским обязательствам перед иностранными физическими и юридическими лицами, процедур государственного вмешательства в инвестиционный процесс, в том числе по вопросам национализации иностранных инвестиций.

Для успешного решения правового регулирования иностранных инвестиций на международном уровне с применением норм международного частного права приоритетным является обеспечение соответствия российского национального законодательства международно-правовым нормам, а также установление тесного сотрудничества с международными центрами разрешения инвестиционных споров и обеспечение правовых гарантий иностранных инвестиций.

Ваш -адрес н.

Теоретические и практические подходы к определению инвестиций и инвестиционных мер, связанных с торговлей. Особенности понятия и видов инвестиций в международной договорной практике. Процесс усиления взаимозависимости иностранных инвестиций и внешнеторговых потоков. Позиции договаривающихся сторон по регулированию инвестиционных мер в рамках ВТО на современном этапе.

Правовое регулирование иностранных инвестиций .. разрешение спора осуществляется в рамках ВТО специальным Органом по разрешению споров .

Международные и национальные тенденции развития правового регулирования в области экономики отра- жают повышенный интерес стран с развивающимся рынком в повышении инвестиционной привлекательности государства и, как следствие, в росте масштабов привлекаемого иностранного капитала. Особую актуальность эта проблема приобрела для государств-участников СНГ в связи с их намерениями и планами по вступлению в лидирующие международные экономические организации, в том числе в ВТО, ОЭСР, а также высокими требованиями, которые эти организа- ции предъявляют к странам-кандидатам.

Проблема правового регулирования иностранных инвестиций освещается и в учредительных документах, и в документах, принятых государствами-участниками СНГ в данной области Устав СНГ от 22 января г. Однако указанные договоры не содержали положений о создании института межгосударственного контроля за выполнением государствами принятых на себя обязательств. Ситуация изменилась в результате принятия Соглашения о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза МЭК от 21 октября г.

Межгосударственный экономический комитет Экономического союза, далее — МЭК, создавался с целью формирования и обеспечения эффективной деятельности Экономического союза, рационального развития интеграционных процессов в рамках СНГ. К основным направлениям деятельности МЭК относились: Основными направлениями деятельности Совета являются: Особое место среди региональных соглашений на постсоветском пространстве занимало Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах Евразийского экономического сообщества ЕврАзЭС.

Соглашение было подписано главами пра- вительств государств-членов Евразийского экономического сообщества в Москве 12 декабря г.

1. Соглашение по торговым аспектам инвестиций (тримс)

Приводится краткий анализ основных положений права Всемирной торговой организации далее — ВТО , направленных на регулирование иностранных инвестиций, в сравнении с аналогичными им концепциями международного инвестиционного права. Автор также затрагивает проблему взаимоотношения этих правовых систем в деятельности органов по рассмотрению споров; исследует их сходства, различия, а также вопросы потенциальной применимости права ВТО для регулирования иностранных инвестиций на многосторонней основе.

. , . При этом регулирование иностранных инвестиций сегодня осуществляется в основном на двусторонней основе с помощью межгосударственных двусторонних инвестиционных соглашений, которых на настоящий момент насчитывается более 2 тыс.

Практика регулирования инвестиционных процессов в рамках ВТО имеет непростую в рамках ГАТТ вопросы регулирования иностранных инвестиций.

Многостороннее регулирование иностранных инвестиций а Послевоенный этап создания международно-правового механизма защиты инвестиций Прежде чем приступить непосредственно к освещению проблем международно-правового регулирования иностранных инвестиций, следует особо подчеркнуть, что первоначальной основой многосторонней международно-правовой практики в сфере регулирования инвестиционных правоотношений было Соглашение о Международном валютном фонде МВФ , вступившее в силу 27 декабря г.

Оно положило начало правовому регулированию международного движения капиталов и международно-правовому сотрудничеству в сфере иностранных инвестиций. Затем в рамках таких международных организаций, как Европейское экономическое сообщество ЕЭС и Организация экономического сотрудничества и развития ОЭСР , был создан определенный механизм регулирования транснационального движения капиталов, что способствовало совершенствованию механизма правового регулирования иностранных инвестиций на многосторонней основе.

Во второй половине в. После распада колониальной системы перед бывшими метрополиями остро встал вопрос об обеспечении гарантий иностранных инвестиций в их бывших колониях, которые продолжали оставаться основными экспортерами капитала. После Второй мировой войны США инициировали программу страхования политических рисков как часть"плана Маршалла" по оказанию иностранной помощи Европе.

Тогда же были возобновлены попытки заключения общего многостороннего договора, который включал бы кодекс защиты иностранных инвестиций. Одной из заметных таких попыток стало принятие Хартии Международной торговой организации, подписанной 24 мая г. Данный международно-правовой документ содержал ряд принципиальных положений, касающихся урегулирования иностранных инвестиций корпорациями, включая положения о контроле ограничительной деловой практики, об обеспечении безопасности, а также о закреплении права государств - реципиентов капитала контролировать условия направления и освоения инвестиций в страну.

Право ВТО и международно-правовое регулирование иностранных инвестиций

Принятие[ править править код ] ТРИМС было инициировано основными развитыми странами, которые заинтересованы в том, чтобы их капиталовложения за границей не подвергались ограничениям. Во второй половине х США проводили линию на внедрение в международное право универсального соглашения о режиме прямых иностранных инвестиций. Имелось в виду распространение на прямые инвестиции национального режима и режима наибольшего благоприятствования. Попытка США включить эту тему в предмет переговоров на Уругвайском раунде из-за противодействия развивающихся стран завершилась лишь рассмотрением вопроса о торговых аспектах инвестиционных мер.

Соглашение по инвестиционным мерам связанным с торговлей (ТРИМС) или Уругвайского раунда переговоров в рамках Генерального соглашения по ВТО не применять в области регулирования иностранных инвестиций.

Автор также затрагивает проблему взаимоотношения этих правовых систем в деятельности органов по рассмотрению споров; исследует их сходства, различия, а также вопросы потенциальной применимости права ВТО для регулирования иностранных инвестиций на многосторонней основе. , . По некоторым оценкам, общий объем иностранных инвестиций в мировой экономике в настоящее время превышает объем торговли товарами и услугами1.

При этом регулирование иностранных инвестиций сегодня осуществляется в основном на двусторонней основе с помощью межгосударственных двусторонних инвестиционных соглашений, которых на настоящий момент насчитывается более 2 тыс. Однако если на региональном уровне определенные успехи и были достигнуты Североамериканское соглашение о свободной торговле года НАФТА , Договор к Энергетической хартии года , то в более глобальном масштабе попытки провалились: Конвенция по защите собственности3, равно как и Многостороннее соглашение по инвестициям4, так и остались проектами.

Попытка подготовки многостороннего инвестиционного соглашения предпринималась и в рамках ВТО, во многом с подачи Европейского союза5. Договоренность о начале переговоров по Многостороннему инвестиционному соглашению была достигнута в году, однако до сих пор переговоры ни к чему не привели, несмотря на не раз озвученное в литературе мнение о потенциальной приемлемости структуры ВТО для целей регулирования не только международной торговли, но и инвестиций6.

Правопорядок ВТО тем не менее содержит ряд норм и институтов, распространяющихся на иностранные инвестиции либо потенциально пригодных для регулирования инвестиционных отношений. Такого рода нормы и принципы в основном содержатся в Генеральном соглашении по торговле услугами года далее — ГАТС и Соглашении по связанным с торговлей инвестиционным мерам года далее — ТРИМС , а также в Соглашении по торговым 1 См.

. Прежде чем перейти к обзору такого рода норм права ВТО, кратко остановимся на ключевых гарантиях иностранных инвестиций, наиболее часто находящих выражение в международных инвестиционных соглашениях. В рамках международного инвестиционного права иностранным инвесторам гарантируются благоприятные недискриминационные условия режимы осуществления инвестиционной деятельности, сохранение прав в отношении составляющих инвестицию активов запрет экспроприации без компенсации , свободное перемещение связанных с инвестицией капиталов и средств, а также возможность передачи споров с принимающим инвестиции государством на рассмотрение независимых международных арбитражей.

Часть из этих гарантий можно найти и в праве ВТО.

Соглашение по инвестиционным мерам связанным с торговлей

Правовое регулирование иностранных инвестиций 6. Правовое регулирование иностранных инвестиций Современное правовое регулирование в области капиталовложений осуществляется путем сочетания международно-правового и внутреннего национального регулирования. В современных условиях значение международных соглашений в регулировании иностранных инвестиций возросло, а в силу конституционных положений нормы этих соглашений и принципы международного права пользуются приоритетом.

В условиях интернационализации хозяйственной жизни особое значение для создания благоприятного инвестиционного климата в странах переходной экономики приобрело соблюдение требований международных стандартов. Под стандартами понимаются международные правила, сформулированные в многосторонних и двусторонних соглашениях, в соответствии с которыми государство-участник берет на себя обязательство следовать предусмотренным в международном праве принципам правового регулирования иностранных инвестиций.

Ключевые слова: Соглашение ТРИМС, ВТО,, инвестиционные меры, Таким образом, правовое регулирование иностранных инвестиций в рамках ГАТТ во время проведения Уругвайского раунда многосторонних переговоров.

-тексты в деятельности пресс-службы Региональное регулирование движения международных инвестиций осуществляется в рамках многосторонних соглашений на различных уровнях интеграции. Договорами остальных интеграционных группировок предусматривается либерализация на основе ликвидации или существенного сокращения барьеров в отношении доступа и функционирования внутрирегиональных инвестиций. Либерализация взаимных внутрирегиональных инвестиций включает: В краткосрочной перспективе торговая и инвестиционная либерализация стимулирует внутрирегиональную торговлю и инвестиции статический эффект.

В долгосрочной перспективе - динамический эффект — растет инвестиционная привлекательность стран-членов группировок на основе создания единого более крупного потребительского рынка, свободного от торговых и инвестиционных ограничений На рост взаимных инвестиций в интеграционной группировке в краткосрочном и долгосрочном периодах оказывают влияние следующие факторы: Наивысший уровень регулирования международной инвестиционной деятельности осуществляется международными экономическими организациями, среди которых особо значимая роль принадлежит Организации по экономическому сотрудничеству и развитию ОЭСР , Всемирному банку, Всемирной торговой организации и некоторым агентствам в системе ООН.

Одним из направлений деятельности ОЭСР, в состав которой входит 30 наиболее развитых стран мира, является содействие либерализации инвестиций между странами-участницами. Эти документы определяют стандартные режимы и защиту иностранных инвесторов в принимающих странах и рекомендуют распространение национального режима на стадии допуска и функционирования инвестиций, свободную репатриацию прибыли и капитала, прозрачность правил, механизм консультаций, свободный режим деятельности ТНК.

При этом зарубежные инвесторы должны учитывать особенности экономической и социальной политики принимающей страны, вопросы защиты экологии и прав потребителей, совершенствование конкуренции и недопущение ограничительной деловой практики, принятие норм налогообложения, условий труда, бухгалтерской отчетности и др. Выполняет функции арбитра по устранению разногласий между иностранным инвестором и принимающей капитал страной.

МЦУИС также издает многотомное собрание инвестиционных законов и инвестиционных договоров всех стран-членов. ФИАС, созданный в г. В системе ВТО существует многосторонний механизм, частично регулирующий международные инвестиции. Соглашение признает, что некоторые инвестиционные меры требования о содержании местных компонентов или привязка размеров импорта предприятия к размерам ее экспорта не соответствуют требованиям ВТО о национальном режиме и отмене количественных ограничений на торговлю.

Введение к работе Актуальность темы исследования обусловлена рядом социально-экономических, политических и юридических причин. Вступление Российской Федерации 22 августа г. Поэтому Россия должна учитывать опыт других государств, которые в зависимости от сложившейся экономической ситуации предпринимают различные меры для того, чтобы удержать или привлечь прямые иностранные инвестиции далее — ПИИ , а в некоторых случаях, наоборот, ограничить их объемы.

Руководство Российской Федерации неоднократно озвучивало намерение повысить объем привлеченных иностранных инвестиций. При этом из всех иностранных инвестиций именно ПИИ ввиду их ориентированности на создание производства и привнесение в него современных технологий способствуют комплексной модернизации экономики.

Для привлечения прямых иностранных инвестиций и их регулирования соглашение по инвестициям возможно заключить в рамках ВТО. Завершается.

В последние годы работа над многосторонними инвестиционными соглашениями развивались в основном в рамках трех международных организаций: В рамках ООН эта работа наиболее активно проводилась в 60—80е годы. В ней отражалось стремление многих развивающихся стран к обретению не только политической, но и экономической независимости, к установлению суверенитета над естественными ресурсами и к привлечению и использованию иностранного капитала в соответствии с национальными интересами.

Приняты были и некоторые другие документы, направленные на расширение притока иностранных капиталов в развивающиеся страны с учетом национальных интересов последних. Конечно, все документы ООН и ее организаций по вопросам иностранных инвестиций не имеют обязательного характера. Кроме того, некоторые из них принимались при прямом противодействии или воздержании развитых стран — главных экспортеров капитала, что объясняется их стремлением защитить интересы западных инвесторов.

Однако даже обсуждение всех этих проблем в рамках международных организаций, безусловно, способствовало лучшему осмыслению и пониманию проблем, связанных с использованием иностранных инвестиций в современных условиях на базе взаимной выгоды и с должным учетом как интересов инвесторов, так и национальных интересов принимающих стран, которые в прошлом сплошь и рядом игнорировались либо учитывались в недостаточной степени. Важно отметить и то, что названные выше документы и другие резолюции ООН по инвестиционным вопросам имели и важное моральнополитическое значение, поскольку содействовали формированию мирового общественного мнения по вопросам прямых иностранных инвестиций и выработке нового подхода к оценке их роли в развитии отдельных стран и мирового хозяйства в целом.

Более узкий характер имела деятельность МВФ и Всемирного банка, который включает четыре организации: В рамках Всемирного банка подписана Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными инвесторами. Эта конвенция предусматривала возможность обращения конфликтующих сторон к юрисдикции созданного в рамках конвенции Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, который выполняет функции посредника по улаживанию споров, возникающих между иностранными инвесторами и странами — импортерами капитала.

Идея создания такого агентства возникла еще в 50х годах и не раз обсуждалась в рамках МБРР. Эта конвенция явилась первым международноправовым документом, который па международном уровне стал предоставлять инвесторам гарантии защиты от некоммерческих рисков.

Управление инвестиционной и инновационной деятельностью Государственное регулирование иностранных инвестиций: Совокупный объем прямых иностранных капиталовложений достиг в г. Объем иностранных инвестиций в России соответствует примерно уровню Чехии, которую она многократно превосходит по величине территории, численности населения, природным богатствам и научно-производственному потенциалу. Лишь среди государств СНГ Россия в этом плане лидирует, но это никак не меняет общей ситуации.

Удельный вес России в общем объеме прямых иностранных инвестиций в мире составил в г. Во многом это связано с недостатками ее инвестиционного законодательства в области иностранных капиталовложений, слабостью их правового регулирования.

Проблемы правового регулирования иностранных инвестиций в рамках ГАТТ/ВТО, где унификация правового регулирования.

Многостороннее международно-правовое регулирование иностранных инвестиций Многостороннее регулирование иностранных инвестиций начало складываться после второй мировой войны, тогда как первые попытки к заключению многосторонней конвенции в этой области были предприняты еще ранее. Так, в г. По смыслу положений проекта, иностранцам и их собственности должен был предоставляться правовой режим, более благоприятный, чем национальный. Вашингтонская конвенция вступила в силу 14 октября г.

Из подписавших государств ратифицировали данный договор - , соответственно 15 государств подписали, но не ратифицировали конвенцию для сравнения можно привести такие цифры: Вашингтонскую Конвенцию подписали государств, из них государств ратифицировали этот договор[ ] [ ]. Конвенция исключает обращение за разрешением споров в национальные суды сторон и ссылки на государственный суверенитет.

Иностранные инвестиции: лекарство или яд?